Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
51 | Установленные в исследованиях связи зависимости от смартфонов с многочисленными проявлениями субъективного неблагополучия (тревожностью, депрессией, стрессом, прокрастинацией, снижением самоконтроля и самооценки, неудовлетворенностью жизнью, проблемами в семье и др.) побудили ввести конструкт «проблемное пользование смартфоном» и изучать его содержание. Целью данного исследования является проверка гипотезы о том, что в русскоязычном социуме имеют место связи проблемного пользования смартфоном с направленностью личности, макиавеллизмом и коммуникативными умениями. Данные для эмпирического исследования собраны посредством онлайн-тестирования 713 респондентов в Беларуси и России, в числе которых 361 женщина в возрасте 15–77 лет (М = 26,6, SD = 10,9) и 350 мужчин в возрасте 12–82 лет. Рабочая гипотеза подтвердилась: исследование показало, что проблемное пользование мужчинами и женщинами смартфоном положительно коррелирует с направленностью на себя, макиавеллизмом, умениями зависимого и агрессивного поведения, зависимостью от социальных сетей и отрицательно – с направленностью на задачу, с навыками уверенного поведения и с возрастом. При этом макиавеллизм положительно связан с направленностью на себя, отрицательно – с взаимодействием с другими и никак не связан с направленностью личности на задачу. Полученные выводы о связях проблемного пользования смартфоном с макиавеллизмом и типами поведения дополняют аналогичные зарубежные результаты. Связи проблемного пользования смартфоном с направленностью личности ранее не изучались. Практическое значение полученных результатов включает их возможное использование в профилактической работе с целью предотвращения попадания учащихся в зависимость от смартфона. Ключевые слова: проблемное пользование смартфоном, субъективное неблагополучие, направленность личности, макиавеллизм, коммуникативные умения, женщины, мужчины | 84 | |||||
52 | Рассматривается проблема акомплементарности в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. С помощью анализа и сравнения текстов различных публикаций (от юридических и нормативных документов до текста специальных исследований) автор показывает свое видение истоков такого рода «десинхронизации» системы подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Полученный в результате проведенного анализа результат позволяет выделить пути возможного преодоления существующей проблемы. В качестве оснований такого положения дел в системе подготовки и оценки деятельности практического психолога образования выделяются следующие несоответствия/не комплементарные отношения между элементами: 1) нормативно-правовые; 2) методологические; 3) образовательные; 4) личностные (личностно-профессиональные). Подробно описаны способы их преодоления: определение базовых характеристик деятельности специалистов-психологов во ФГОС и стандартах профессиональной деятельности, в нормативных и методических ведомственных документах по деятельности педагога-психолога; выход из «методологического хаоса» в понимании сути практической психологи, создание профессионального и научно-корректного понимание содержания как самой практической психологии в сфере образования, так и основных видов работ практического психолога образования; нормативное закрепление места и роли личности психолога в подготовки и оценки деятельности практического психолога образования. Ключевые слова: акомплементарность, системе подготовки и оценки деятельности, практическая психология в сфере образования, пути преодоления акомплементарности, личностные качества практического психолога образования | 77 | |||||
53 | В условиях цифровизации современной системы образования происходит психологическое развитие и трансформация личности обучающегося. Вопросы, связанные с цифровизацией российского образования, активно обсуждаются в современном психолого-педагогическом сообществе. Цифровая среда выступает фактором, оказывающим влияние на процесс развития личности обучающегося. Благодаря глобальной цифровизации в современный образовательный процесс привносится много новых возможностей, но ее последствия также представляют собой серьезные социальные и психологические проблемы. Параллельно с всеобщей цифровизацией в цифровом обществе происходит формирование личности ребенка, который практически с первого момента своего рождения погружается в цифровое пространство и проживает цифровое детство. Цифровизация образования, применение новейших цифровых образовательных технологий, пребывание обучающегося в виртуальной среде оказывают существенное влияние на психологическое развитие школьника, приводят к трансформациям его поведения, формированию специфической цифровой личности. В статье приведены результаты эмпирического исследования представлений педагогических работников о личностных и поведенческих особенностях современных обучающихся, пребывающих в условиях цифрового пространства. Показано, что современные обучающиеся обладают психологическими свойствами и качествами, присущими представителям цифрового поколения. Ключевые слова: цифровая образовательная среда, психология личности, личность обучающегося, цифровое пространство, цифровое поколение, цифровизация общества, цифровая личность | 58 | |||||
54 | В статье представлены процесс проведения и анализ результатов XIX Международной научно-практической конференции «Учитель будущего в фокусе диалога наук и образовательных практик», организованной в рамках проведения Года педагога и наставника в Российской Федерации, которая состоялась 4–5 июля 2023 г. на базе ФГБНУ «Психологический институт РАО» в Москве. Итоги конференции рассматриваются в контексте решения важной теоретико-практической задачи – определение благоприятных психолого-педагогических условий личностного и профессионального развития педагога будущего как конвергенции национальных традиций российского образования, современного научного знания и инновационных технологий. Именно такой педагог способен помочь учащемуся выйти на траекторию самоопределения и самореализации. Ключевые слова: учитель будущего, системный личностно-развивающий подход, ресурсно-прогностический подход, стратегии образования, ресурсы личностные и профессиональные, компетенции, конструирование будущего учащихся. | 56 | |||||
55 | В статье представлено описание связи феномена иррациональных установок в мышлении с показателями эмоционального выгорания матерей. Значимость проведенного исследования обусловлена необходимостью оказания психологической помощи матерям, столкнувшимся с проблемой родительского выгорания, неспособностью осуществлять свои родительские обязанности по воспитанию и развитию детей, преодолению стрессовых ситуаций, которые связаны со спецификой иррациональных установок в мышлении. Не изученность вопроса о том, как эмоциональное выгорание матерей связано с их иррациональными установками в мышлении, составило проблемное поле проведенного исследования. Представлены результаты исследования 108 матерей в возрасте от 20 до 36 лет, воспитывающие детей до 7 лет. В работе использованы следующие методики: тест «Диагностика иррациональных установок» (А. Эллис); тест «Родительское выгорание» (И.Н. Ефимова); шкала «Субъективного благополучия» (А. Перуэ-Баду, адаптация М.В. Соколовой). Выявлены связи показателей эмоционального выгорания матерей с их иррациональными установками, такими как «катастрофизация», «долженствование в отношении других», «долженствование в отношении себя», «непереносимость фрустрации», «оценочная установка». Наибольшее количество связей зафиксировано с иррациональными установками «непереносимость фрустрации» и «оценочная установка», отражающих степень непереносимости матерями различных фрустрирующих ситуаций и склонности оценивать личность в целом, по отдельным ее чертам или поступкам. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в консультативной, коррекционной, профилактической работе психолога, в частности в области профилактики синдрома эмоционального выгорания матерей, с целью снижения его последствий. Ключевые слова: материнство, эмоциональное выгорание, иррациональные установки в мышлении, когнитивная психотерапия | 53 | |||||
56 | Актуальность состоит в изучении особенностей организации педагогического взаимодействия с современными детьми в контексте обеспечения их психологической безопасности. Рассматриваются новые вызовы и угрозы, связанные с цифровизацией всех сфер жизнедеятельности, которые необходимо учитывать в процессе организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Научная новизна связана с тем, что проблема обеспечения психологической безопасности современных школьников в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них базируется на учете особенностей поколения Z при выстраивании взаимодействия с ними, второй подход предполагает обоснованное использования цифровых технологий в образовании с основе прогнозирования рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, воспитания, личностного развития детей пересматриваются в связи с необходимостью учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается важность повышения авторитета учителя, развития у него педагогических способностей, формирования ценностного отношения к развитию личности ребенка, профессии, себе как постоянно само-образующейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности детей в учебном процессе и за его пределами. Ключевые слова: личностное развитие в условиях цифровизации, новые угрозы и риски, психологическая безопасность детства, педагогический авторитет взрослых, педагогическое взаимодействие | 50 | |||||
57 | Активное использование смартфонов и социальных сетей существенно влияет на качество общения. Меняются его характеристики, в частности, такой его признак, как самомониторинг общения, изучение которого весьма актуально. При этом в исследованиях активно используется созданная 40 лет назад М. Снайдером «Шкала самомониторинга общения». В отношении давно разработанных методик в психологической науке (у нас и за рубежом) сложилось убеждение, что их нужно перепроверить, поскольку ответы респондентов в настоящее время могут значительно отличаться от ответов их давних предшественников, на ответах которых много лет назад создавались эти опросники. Актуальна и установка на сокращение опросников, поскольку большие опросники вызывают трудности в сборе материалов и (как показали соответствующие исследования в офлайне и в онлайне) дают худшее качество получаемых ответов. Цели данного исследования: 1) разработка надежной и валидной короткой версии опросника «Самомониторинг общения»; 2) построение состоятельной факторной модели самомониторинга общения. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 1911 испытуемых из Беларуси и России, в том числе 1206 женщин и 605 мужчин. В основу разработки положен классический тест М. Снайдера «Самомониторинг общения», использованы опросники зависимости от смартфона (автор – В.П. Шейнов), зависимости от социальных сетей (авторы – В.П. Шейнов, А.С. Девицын), опросник «Шкалы академической мотивации» Валлеранда (в адаптации к русскоязычному социуму Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина). Статистический анализ проведен с помощью программ пакета SPSS-22 и пакета jamovi версии 2.3.21 на базе R. В результате данного исследования сконструирована состоящая из 8 вопросов валидная и надежная короткая версия опросника «Самомониторинг общения», обладающая лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия М. Снайдера. Построена состоятельная двухфакторная модели самомониторинга общения. Короткая версия опросника «Самомониторинг общения» позволяет собирать выборки большего объема при лучшем качестве ответов. Ключевые слова: самомониторинг общения, опросник М. Снайдера, короткая версия опросника, надежность, валидность, факторная структура, психометрические характеристики, зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей, Шкалы академической мотивации | 50 |